Российский фильм взят в основной конкурс Берлинского кинофестиваля

Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
25 января 2010

20 января стало известно, что новая картина Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» включен в основную конкурсную программу юбилейного 60-го Берлинского международного кинофестиваля. Производство картины осуществила кинокомпания «Коктебель» при участии кинокомпании «СтартФильм». Кроме того, поддержку проекту оказали Министерство культуры РФ и Правительство Чукотского автономного округа.

Продюсер ленты — Роман Борисевич («Простые вещи», «Одиночное плавание»), оператор-постановщик — Павел Костомаров («Прогулка», «Простые вещи»), известный также своими режиссерскими работами в области неигрового кино («Трансформатор», «Мать»). Главные роли исполнили Сергей Пускепалис («Простые вещи») и Григорий Добрыгин («Черная молния»).

Действие фильма разворачивается на труднодоступной полярной станции, находящейся на острове в Северном Ледовитом океане. Начальник объекта Сергей и молодой техник Павел несут последнюю вахту. Станцию, которая в течение нескольких десятилетий без единого перерыва обеспечивала передачу важных метеорологических данных, переводят на автоматический режим работы. Под конец летней навигации двух полярников должен забрать теплоход. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. У Павла же закончится летняя практика, а ведь он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье.

Единственный канал общения с миром — неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что, когда за ними придет теплоход, ситуация разрешится сама собой. Но на Крайнем Севере возможно все. И иногда приходится выбирать между собственной жизнью и жизнью другого…
«В фильме всего два героя,— говорит Роман Борисевич.— Это психологический триллер, развивающийся по классической схеме: один знает что-то важное про другого, о чем другой не догадывается. Тем не менее,  мне кажется, что ничего подобного в российском кино до сегодняшнего времени не снималось. Это фильм, которому не страшны никакие языковые барьеры, он понятен всем. Можно сказать, что картина рассказывает о столкновении характеров наших соотечественников, родившихся в разных странах и относящихся к разным поколениям и эпохам…»

«Когда я в детстве читал дневники и воспоминания полярников, меня поражала их способность адаптироваться к совершенно другим представлениям о времени и пространстве,— рассказывает Алексей Попогребский.— Одна зима казалась мне тогда целой вечностью, а просидеть полдня дома было настоящей мукой. Эти же  люди — в полной изоляции, за сотни километров от ближайшего жилья — спокойно распоряжались годами своей жизни. Наш фильм во многом — о столкновении двух людей с несовместимыми способами существования в пространстве и времени. Снять такую историю можно было только при полном погружении в эту особую реальность.

Мы пошли на риск, организовали абсолютно автономную экспедицию и провели три месяца на труднодоступной полярной станции на самом севере Чукотки. Членам группы приходилось ездить по тундре под дождем и снегом на крыше вездехода, плавать на надувной лодке за 15 километров по Северному Ледовитому океану, таскать тяжелое оборудование по скалам, отгонять горячими головнями белых медведей, но, к счастью, никто не пострадал. Риск оправдался, и мы вернулись в Москву с уникальным материалом».
Напомним, что основная часть съемок прошла на полярной станции Валькаркай, расположенной близ мыса Шелагский (самой северной точки Чукотки) в пяти часах езды на вездеходе от города Певек. Фильм снимался в хронологическом порядке, обусловленном сценарием.

О странном же названии, нарушающем правила русской грамматики, режиссер говорит следующее: «Фильм был известен под рабочим названием «Последний день». Я всегда относился к нему как к формальному заголовку. Окончательное название «Как я провел этим летом» подчеркивает отношение к происходящему молодого героя нашего фильма. Именно он становится рассказчиком истории, так как его жизненный опыт близок к нашему. Грамматика фразы не случайна — это название с «двойным дном». Чтобы узнать, с каким именно, надо посмотреть фильм».

60-й Берлинский международный кинофестиваль пройдет в столице Германии с 11 по 21 февраля.